Click to order
Total: 
Напишите, пожалуйста, ваше имя и ваш рабочий e-mail, чтоб мы знали, кому и куда присылать уроки.
Ваше имя
Ваш Email
По закону мы обязаны спросить

Новый интерфейс стартапа

Команда разработала полезный сервис, но пользователи не понимали до конца его ценность. Приходили, смотрели, но не регистрировались.

~ 180 000 ₽

Разработали прототипы ленты новостей и онбординга, упростили регистрацию.

Контекст
Результат
Бюджет
2013
+ 17% к конверсии (это много)
цена 2013 года, больше не делаем
Моду на стартапы уже называют очередным мыльным пузырем, но тем не менее то и дело появляются новые большие и малые проекты. В Санкт-Петербурге есть несколько мест, где их концентрация сильно выше нормы. И это хорошо — идей должно быть много.
В какой-то момент мы начали серию интересных экспериментов, направленных на помощь стартапам. Мы увидели, что стандартный процесс производства прототипов не подойдет для динамично разрабатывающихся проектов, которые используют гибкие (agile) методологии: Scrum, канбан, бардак и пр. Правильней будет вклиниться в итерационный процесс стартапа, создав единое проектное решение. То есть мы рисуем прототип, который разработчики клиента смогут реализовать в течение одной-двух предстоящих итераций основной работы по проекту. Оказалось, что так проще сохранить гибкость в подходе к процессу разработки.
Первым проектом, которому мы помогали с UX, стал LikeHack.com. Этот сервис фильтрует «лишний» трафик от социальных сетей, показывая пользователю только полезные и интересные конкретно ему материалы. Как это делается, лучше спросить у создателей проекта, мы же занялись юзабилити.
Впрочем, не будем забегать вперед. Заказчик пришел к нам вполне подготовленный. Он хорошо понимал, в чем сильные стороны его команды, чего не хватает для счастья и чем можем помочь мы. Была конкретная проблема — после знакомства с сервисом пользователи не бежали регистрироваться. То есть какой-то процесс регистраций, конечно, был. Но ребята из LikeHack справедливо полагали, что этот процент можно увеличить. И к нам пришли, собственно, именно с такой формулировкой задачи.
Мы поговорили, подумали и для начала оценили плюсы и минусы.

Плюсы и минусы

Небольшая команда
А значит, быстрое принятие решений, гибкость, готовность обсуждать все и делать это сразу.
Стартап стартапом, но у команды есть четкое понимание, чего они хотят добиться. И результат своей — а потом и нашей — работы измеряется.
Заказчик мыслит бизнес-категориями
Вроде идея есть, и она понятна, но даже команда проекта пока сама не очень понимает, что должно получиться в конце. Это нормально для стартапа, но, конечно, добавляет хаоса в работу.
Сырой продукт
Не то чтобы это великая проблема, но будем откровенны — на родном языке проще думать и проектировать.
Все на английском
У заказчика отсутствует еще одно стартаперское заболевание — перфекционизм. Сделать хорошо — да, потратить неоправданное количество ресурсов — нет.
Без перфекционизма
Природа продукта новая, прототипы нельзя протестировать, подглядеть у конкурентов не получается, слизать у аналогов нельзя. Более того, нужно еще и объяснить новым пользователям, что вообще происходит.
Нет пользователей
+
+
+
Ну что, ситуация в целом благоприятная. Задача — понятная. Надо бы решать. Взрывной рост конверсии и все вот это. За что хвататься? Мы увидели три направления.

Что улучшаем?

Регистрация
Решение «в лоб». Слишком сложная, запутанная и даже просто плохо сверстанная форма ввода чего бы то ни было резко снижает шансы на то, что пользователь будет с этой формой разбираться. Непонятно? До свидания! Вот только до этой формы регистрации еще нужно дойти.
Знакомство
Второе направление менее очевидное. Дело в том, что из интерфейса продукта было вообще непонятно, что это такое. Какой-то процент пользователей находил в себе силы начать изучать сервис, какой-то процент отваливался сразу.
Впечатление
Отважному пользователю предлагался следующий квест — оценить, насколько продукт полезен.
Дополнительный интерес задаче придавала срочность — LikeHack.com уже объявил во всеуслышание о выходе нового глобального релиза. На все про все у нас было меньше месяца.
И еще. Помимо непосредственно UX-решения, нам требовалось вклиниться в итерационный процесс разработки. И это стало отправной точкой для дальнейшего сотрудничества с другими стартапами, работающими по гибким методологиям.

Процесс

Даже в срочном проекте нужна аналитическая часть. Мы использовали интервью, которые проводил заказчик. Вот так выглядел опросник.
Google Docs
Опросник помогает проводить интервью с пользователями

Пример правильного интервью

Разговор шел не про идею сервиса и даже не про социальные сети, а на уровень выше — про поток информации, которую приходится обрабатывать ежедневно.
Google Docs
Вопросы помогают выяснить, как человек справляется с избытком информации, и найти полезные инсайты
Таких интервью было несколько. Какие-то идеи и примеры не имели отношения к LikeHack, другие пошли в работу. Поанализировали — и хватит. Пора проектировать. Нам предстояло придумать новую ленту публикаций, так как существовавшая была действительно неудобна. Она выглядела как обычный список публикаций в хронологическом порядке. Кроме того, решено было уменьшить и сделать более функциональной навигационную панель.
Анализ пользовательских сценариев и статистики, а также здравый смысл подсказывали применить так называемую пинтерестную верстку (см. сайт Pinterest). Однако оказалось, что у заказчика есть другие предпочтения. Пришлось переубеждать. Получилось.
В итоге лента материалов приобрела удобную для чтения форму. Стало легче воспринимать и вычленять интересные материалы из подборки.
Пинтерестовская сетка в макетах | SobakaPav.ru
Убедили клиента отказаться от классической ленты новостей и использовать пинтерестную верстку
Навигационная панель приобрела ожидаемую функциональность — получилась практически приборная панель автомобиля. А для новых пользователей мы подготовили тур по сайту — это называется модным словом «онбординг» (от английского onboarding).
И, конечно, стала проще форма регистрации.
Онбординг в виде подсказок для пользователей | Sobakapav.ru
Подсказки помогают новым пользователям быстрее разобраться, как работает сервис

Результат

Совместными усилиями мы уложились в срок релиза. Все наши сотрудники, увлеченные чтением социальных сетей, стали пользователями сервиса. А опыт совместной разработки с клиентом оказался очень полезен — так две проектные команды действительно на время становятся одной.
В результате всех наших изменений и улучшений конверсия посетителей в зарегистрированных пользователей увеличилась на 17%. Достаточно хороший результат за два месяца работы. К тому же — в дополнение к красивым числам — появился удобный интерфейс.
Есть еще один результат — команда стартапа начинает мыслить иначе, понимает ценность прототипов и анализа пользовательских предпочтений. Это очень важно для стартапа — не просто получать какую-то услугу, а понимать ее смысл и учиться делать так же самостоятельно. Потому что впереди еще много новой работы.
Likehack, например, совершил pivot и переориентировался на B2B-рынок. Надеемся, что общие подходы к интерфейсам сохранились в светлых головах стартаперов и пригодились при этой самой переориентации.
~ 180 000 ₽
Бюджет

Retention поднялся на 27%. Все остальное — ерунда. Главное — это цифры. Они говорят сами за себя.

Евгения Смородникова
Учредитель, LikeHack

Количество регистраций увеличилось на 17%

Результаты
+ 17% к конверсии (это много)
цена 2013 года, больше не делаем