Click to order
Total: 
Напишите, пожалуйста, ваше имя и ваш рабочий e-mail, чтоб мы знали, кому и куда присылать уроки.
Ваше имя
Ваш Email
По закону мы обязаны спросить

Корпоративный портал для 53 тысяч пользователей

В НЛМК работает 53 тысячи человек — это целый город. И у каждого города должно быть место, где люди смогут почитать новости, написать руководству, узнать справочную информацию. Таким местом в НЛМК должен был стать внутренний портал.

~ 1 900 000 ₽
Разработали дизайн внутреннего портала группы компаний с заводами по всему миру.
Контекст
Результат
Бюджет
2015
О проекте
НЛМК — огромная группа компаний с представительствами по всему миру. У нее есть заводы в США, Франции, Бельгии, Дании и Италии. При этом основные производственные активы находятся в России, а 80% стальной продукции выпускает завод в Липецке.
Расположение заводов НЛМК на карте мира | SobakaPav.ru
Заводы НЛМК находятся в России, Европе и США
Собственно, НЛМК и расшифровывается как Новолипецкий металлургический комбинат. Это градообразующее предприятие. Сперва появился завод, а потом вокруг стали строить Новолипецк, чтобы рабочим было проще добираться. Сейчас это микрорайон в Липецке, но название осталось прежним. Да и географически Новолипецк отделен от остальной части города рекой, через которую проходит всего один мост.
Отделенный друг от друга Липецк и Новолипецк | SobakaPav.ru
В правом нижнем углу — Новолипецк, отделенный от Липецка рекой Воронеж
Только на металлургическом комбинате в Липецке работает 29 тысяч человек. А всего на предприятиях группы в разных городах трудятся 53 тысячи человек. Это очень много — практически небольшой городок со своей иерархией: бригадирами, начальниками, отделами кадров, юристами, менеджерами, директорами.
Вид на завод в городе Липецк | SobakaPav.ru
Вид на НЛМК из Липецка
Как это обычно бывает, все отделы и цеха НЛМК живут немножко сами по себе. Сталевары не в курсе новостей компании, сварщики не знают, в каком кабинете дают справки 2-НДФЛ, а литейщики не понимают, к кому обращаться с предложениями и вопросами. Короче говоря, информационная неопределенность.

В какой-то момент администрация решила, что так жить нельзя. Сотрудники есть, и с ними надо работать: мотивировать, развлекать, рассказывать новости компании, предоставлять необходимую информацию, объявлять новых начальников, погружать новичков в жизнь компании, предлагать курсы повышения квалификации, а для этого — наладить связь с каждым. Чтобы человек не думал, к кому идти за той же справкой, а делал все прямо с телефона.
Панорама завода НЛМК | SobakaPav.ru
Площадь НЛМК — 28 квадратных километров. Размер небольшого провинциального города
К нам НЛМК пришел за интерфейсами для внутреннего портала, который решил бы все HR-проблемы. Заказчик мечтал о системе, в которой любой сотрудник может за пять минут сделать все что угодно. Поэтому мы должны были разработать настолько понятный дизайн, чтобы простой рабочий мог зайти с телефона в портал и очень быстро в нем разобраться. Цех-то ждать не будет, пока сотрудник изучит все страницы.

Также на заводах руководство планировало поставить терминалы, через которые пользоваться порталом мог бы каждый, даже тот, у кого кнопочный телефон.

Вместе с вводными нам рассказали, что до нас этот проект разрабатывали уже две компании. Вот первая, а вот вторая. Мы в этой цепочке были третьими.
На старт
Сначала мы планировали поехать в Новолипецк поизучать пользователей. Но клиент отказался от любой аналитики — считал, что его экспертизы будет достаточно. Его можно понять. Все-таки до этого он вел два проекта с точно такой же задачей.

Но для нас чужая экспертиза — это скорее минус, чем плюс. Мы не можем проверить, насколько человек разбирается в мире пользователя. У клиента уже сформировано видение, и оно может отличаться от реальных потребностей, к примеру, сварщиков. Из-за этого растет риск сделать не то, что нужно.
Рабочая группа завода | SobakaPav.ru
Рабочие НЛМК не сидят за компьютерами, а вот смартфон есть у каждого. Поэтому мобильная версия портала чуть ли не важнее, чем десктопная
В итоге мы не смогли даже согласовать сценарии использования. Никаких документов, все на словах. Клиент был готов обсуждать только дизайн — все остальное его не интересовало. Тяжелая ситуация.

Поэтому с нашей стороны проект вел дизайнер. Прямо во время обсуждений он делал эскизы будущих страниц, слушая заказчика.

Портал для сотрудников стал не первой внутренней IT-разработкой НЛМК. У них уже было много разных сервисов на SharePoint, интегрированном с SAP, и они планировали присоединить эти сервисы к порталу. И где-то вдалеке маячил 1С Битрикс. При этом сам портал должен был стать единой точкой входа в другие сервисы. Поэтому мы не могли придумывать все что угодно. Технологии предъявляли серьезные ограничения к разработке, и их нужно было учитывать. Чуть-чуть переборщишь с красотой, и ее потом не внедрить.
Внешние сервисы планируемые для подключения | SobakaPav.ru
Руководство планировало подключить уже существующие внешние сервисы НЛМК к порталу. Это ограничивало выбор в технологиях, а они, в свою очередь, диктовали требования к дизайну
Весь проект мы разделили на несколько частей. Так оказалось проще и нам, и разработчикам. Они вообще были только рады что-нибудь декомпозировать — возможно, так проще писать код. Поэтому каждый блок мы делали по отдельности.

Вот так выглядит план декомпозированного проекта. Огромный документ с полным описанием функциональности и стоимости каждого блока. Клиенту такой план понравился — сразу видно, из чего будет состоять портал и какую пользу ему принесет каждая страница. Это бизнесовый подход, но у него есть серьезный недостаток: он совсем не учитывает интересы линейного персонала, ради которого весь проект и затевался.
Единственный документ для разработки. В нем прописана вся функциональность портала
С другой стороны, мы-то про пользователей не забыли. Потому что для нас портреты и сценарии — важные документы при разработке дизайна. Просто показывали заказчику ту часть документов, которая понятна ему, а непонятную оставили себе.

Это нормально, хоть со стороны может показаться странным. Тут все дело в масштабах работы. Для проектов среднего размера мы используем диаграммы Ганта, но для огромных они, увы, не подходят — слишком много участников и форматов поставки, не везде нужна разработка и мобильная версия. Чтобы все задокументировать и ничего по пути не потерять, и нужен крупноблочный план. Крупным проектам — подходящие инструменты.

Проектирование и дизайн длились три месяца. Дизайнер выслушивал требования, рисовал, показывал страницы клиенту, получал обратную связь и на ходу доводил до ума принятые макеты. Обычный рабочий процесс: прототипы, дизайн, мобильные версии.
Финал
Заказчику понравился наш дизайн. Он его хвалил и говорил, что получилось очень удобно.
«Получившийся результат совместной работы нас полностью устроил. Прототип ровно в том виде, в котором он был разработан, ложится в основу запуска второго этапа проекта — этапа реализации портала. Это стало возможно в первую очередь благодаря профессиональной работе сотрудников „Собаки Павловой“».
Константин Соколовский
Директор по взаимодействию с клиентами и управлению качеством
Только в работу ничего не взял. То есть не сделал по нашему дизайну портал. Почему?

Когда мы только начинали работу, клиент планировал реализовать систему на тех технологиях, что уже были. Но под конец проекта он выбрал другие технологии. И разработчики не могли создать портал с нашим дизайном. Просто не срослось.

Это не хорошо и не плохо. Так бывает. Крупные компании могут позволить себе много подходов к снаряду. Когда проекты большие, непонятно, с какого конца подступиться к делу. Но бюджеты дают возможность им экспериментировать — с каждой попыткой видение продукта становится точнее.

НЛМК сперва попробовал сделать красиво — оказалось, что нужно удобство. К нам они обратились за удобством, но оказалось, что и этого недостаточно. Нужны еще и технологии. Когда выбрали технологию, требования к проекту снова поменялись.

Если мы правильно поняли, заказчик все-таки определился с технологиями и выбрал подрядчика, который разработал портал. Увы, без нашего дизайна.
Это нормально — масштабы задачи не позволяют с ходу все учесть и правильно сформулировать требования. Их тысячи. И только когда удается разгрести первую тысячу требований, показывается вторая. А потом — третья, четвертая и пятая.

Пользу НЛМК мы все равно нанести успели. Заказчик проверил свои гипотезы, увидел, каким может быть портал, начал шире и глубже понимать задачу. У него стало больше опыта и экспертизы. И отчасти наша заслуга в том, что следующий подрядчик справился с задачей.

С этим согласен и заказчик.
~ 1 900 000 ₽
Бюджет

«Портал мы сделали, использовали ваши наработки, да кое-что изменили, но от ваших наработок мы отталкивались и многое сохранили. Получили несколько премий. Кусочек этих премий ваш».

Константин Соколовский
Директор по взаимодействию с клиентами и управлению качеством

Клиент сделал портал на основе нашего дизайна и выиграл несколько премий.

Результат
Другие кейсы