Click to order
Total: 
Напишите, пожалуйста, ваше имя и ваш рабочий e-mail, чтоб мы знали, кому и куда присылать уроки.
Ваше имя
Ваш Email
По закону мы обязаны спросить

Провели 20 коротких интервью и создали телеграм-канал с голосованиями, чтобы узнать, как режим самоизоляции повлиял на работу и повседневную жизнь.

Исследование в Telegram: как изменилась жизнь во время пандемии

    Собака Павлова
    2020

    ИССЛЕДОВАНИЯ

    Что сделали

    • Провели 20 коротких интервью.
    • Опубликовали 39 постов с голосованиями в телеграм-канале.
    • Получили от 37 до 130 ответов в каждом голосовании.

    Что это и зачем?

    В апреле 2020 года, когда по всей стране объявили режим самоизоляции, мы запустили канал «Цифровое норм», в котором постарались изучить, как запрет на офисную работу и общая напряженная ситуация в мире повлияли на поведение людей. Основной фокус внимания — как люди адаптируются к новым условиям жизни.
    Делали мы это так.
    Социолог проводила качественные интервью с респондентами и записывала, как люди меняют обычные привычки на «цифровые». Разговоры касались работы, общения, развлечений, досуга — всего, чего мы лишились из-за карантина, но могли бы компенсировать в интернете.
    Социолог заносила ответы в таблицу, а автор текстов делился ими в канале и спрашивал: а как похожие ситуации переживаете вы? Для этого мы устраивали голосования с разными вариантами ответов.
    Нашей целью был поиск инсайтов, а не научная работа. Поэтому мы не придерживались строгих правил исследования, и результаты голосований не отражают реальную картину мира. Зато они дают представление, что же с нами всеми произошло. А еще — пищу для размышлений, что с этим можем сделать мы как коммерческая компания. Да и не только мы.

    О ком будем говорить?

    Большинство подписчиков канала «Цифровое норм» — подписчики «Собаки Павловой» в «Телеграме» и «Фейсбуке». Можно сказать, что это люди среднего возраста, работающие в IT. Так что все выводы в статье будут только про них.
    Конечно, есть и допущения — зайти и проголосовать может кто угодно, а проверить мы этого не можем. В любом случае, инструмент сбора чисел у нас больше для любопытства и поиска инсайтов. Еще у нас не будет доверительных интервалов и других статистических штук.

    Работа

    Поменялась ли организация работы в целом?

    С началом режима самоизоляции больше 80% подписчиков (69 человек) перешли на работу из дома. Почти никого не уволили, не вынудили уйти в неоплачиваемый отпуск, никто из 69 человек не продолжил ходить в офис. Хотя 8% подписчиков (7 человек) стали получать меньше.
    27 из 37 человек изменили модель работы с клиентами — в основном заменили живое общение онлайном. Не всем это помогло, но 15 читателей нашли в переменах плюсы.
    Удаленная работа — это всегда риск, что сотрудник отошел от рабочего места и пропал в нужный момент. Но 73% подписчиков (52 человека) заявили, что их работодатели не стали требовать мгновенно отвечать на сообщения или иными способами проверять, работает ли сотрудник.
    При этом на фоне массовых увольнений 78% читателей (61 человек) в карантин остались довольны своей работой или даже начали ее больше ценить.
    Примерно половине опрошенных оказалось сложно соблюдать дисциплину, работая из дома. Впрочем, другой половине — нет. Зато много подписчиков отдыхают от сложных задач, переключаясь на домашние дела.
    Всего 18% ответивших (14 человек) умудряются придерживаться прежнего рабочего графика. У большинства же он размазался на весь день до позднего вечера или перемешался с повседневными домашними делами.
    У 46% подписчиков (33 человека) появилось или усилилось желание просто «потупить» во время рабочего дня, чтобы снять нервное напряжение, а у 54% (38 человек) такого желания не появилось или не нашлось на это времени.
    Останутся ли эти изменения после карантина? Посмотрим. Но уже сейчас знаем, что 73% (это 48 человек) ответивших теперь будет работать из дома, если заболеют. С насморком на работу, как раньше, не пойдут.

    Потребление информации

    Что с новостями?

    Ситуация с коронавирусом обострялась каждый день. На фоне этого 49% (n = 49) подписчиков стали чаще читать новости, 30% (n = 30) — меньше, а 21% не следит за новостями вовсе.
    В самоизоляции практически вся связь с другими людьми сводится к общению в интернете. 31% (n = 28) подписчиков стали бесить видеоконференции и чаты, а 15%, наоборот, нашли в онлайн-общении отдушину. 29% (n = 26) провели бы всю жизнь в интернете, а 25% (n = 23) предпочли бы отказаться от интернета, лишь бы снова обрести право свободно ходить по улицам.
    У 61% подписчиков отношения с соцсетями не изменились. 22% (n = 24) начали просматривать их чаще, а 17% (n = 19) — реже.
    Подкасты часто слушают в дороге. А если дороги нет, то нет и времени на подкасты. С другой стороны, их можно включать во время домашних дел, а на домашние дела теперь времени больше. До карантина подкасты слушали чуть меньше половины подписчиков, из них 25% (n = 30) бросили слушать, а 18% (n = 21) — продолжили.

    Онлайн-активность

    12% (10 человек) завели себе блог/канал или планируют это сделать. У 18% он был и раньше, а 70% таким не занимаются.
    26% (19 ответивших) хотят что-нибудь писать в соцсетях или уже что-то пишут. 16% постить больше обычного не планируют, а вот читать соцсети стали чаще. У 58% (43 человека) ничего не изменилось.

    Быт

    7% опрошенных купили новую домашнюю одежду. Еще 17% начали одеваться парадно, чтобы не терять рабочий настрой. 67% надевали дома то же, что и раньше.
    17% (n = 12) во время самоизоляции нашли время, чтобы наконец-то привести в порядок цифровое хозяйство: почистили рабочий стол, закрыли лишние вкладки, удалили ненужные файлы. 48% наших ответивших (n = 33) и без того содержали компьютеры в чистоте.

    Развлечения

    31% (n = 28) успели выпить с друзьями по чату, а 69% (n = 86) или не пьют вовсе, или не пьют онлайн. Вообще 62% (n = 42) ответивших пьют и курят с такой же регулярностью, как и до карантина, но 25% (n = 17) стали пить/курить чаще.
    7% (n = 8) начали играть в компьютерные игры, 24% и не бросали (n = 28), а 69% процентов (n = 81) к играм остались равнодушны.
    К дейтинговым приложениям наши подписчики были и до карантина холодны — 84% (n = 72) не пользовались, а с началом карантина еще 10% (n = 9) отказались от этого развлечения.
    К дейтинговым приложениям наши подписчики были и до карантина холодны — 84% (n = 72) не пользовались, а с началом карантина еще 10% (n = 9) отказались от этого развлечения.
    Часть подписчиков оказалась в принципиально новых ситуациях.
    Например, им пришлось справлять день рождения в самоизоляции. 49% (n = 25) ответили, что им так даже лучше — все равно справлять не любят. 20% (n = 10) считают день рождения в самоизоляции интересным опытом, а 31% (n = 16) были разочарованы, потому что «день рождения на карантине — отстой».
    39% (n = 25) занялись обустройством дома: чаще всего подписчики покупали аксессуары для уюта. 61% (n = 39) оставили все, как есть. Еще к обустройству можно подойти более основательно и затеять ремонт. Так поступили 8% наших респондентов. А у 21% (n = 21) ремонт начали соседи. Теперь их будит по утрам и отвлекает на зум-созвонах звук перфоратора.
    У половины ответивших на вопрос про дачу эта самая дача есть. И владельцы дач разделились поровну — на тех, кто хочет целый день делать что-то полезное, и тех, кто хотел бы просто отдохнуть.
    Другая, бездачная половина, тоже разделилась поровну на два лагеря. Те, кому дача и не нужна, и те, кто теперь переживает, что ее нет.
    На вопрос, где бы вообще хотелось провести карантин, 36% (n = 23) предпочли бы оказаться в другой стране, 31% (n = 20) остались бы в России, а для 33% (n = 21) страны значения не имеют. Хотя тут мы можем ошибаться — у нас точно есть подписчики не из России.

    Еда

    31% (n = 19) начали регулярно заказывать доставку в любимых кафе, еще 10% (n = 6) поддерживают их лайками и рублем, без заказа. 21% (n = 13) не смогли поддержать, потому что нет доставки, а 36% (n = 22) решили заказывать там, где выгоднее.
    Что касается доставки, респонденты разделились на две равные группы — одни начали заказывать доставку продуктов, чтобы лишний раз не пересекаться с людьми, другие продолжили ходить в магазины.
    А 61% (n = 42) ответивших попробовали приготовить хотя бы одно новое блюдо.
    У 19% (n = 12) появились новые ритуалы, имитирующие привычную жизнь. Мы не спросили, что за церемонии они устраивают, но знаем про примеры домашней имитации кофейни и кинотеатра, с «вам Колумбию или Эфиопию» и рекламными паузами с трейлерами. Напишите в комментариях, если такие ритуалы есть и у вас. А если их нет, то вы как 74% (n = 46) наших ответивших.

    Спорт

    33% (n = 43) начали заниматься спортом, 24% (n = 31) — продолжили, 35% (n = 46) — не начали, и еще 8% (n = 10) — бросили. Не знаем, как обстояли дела до карантина, но в апреле-мае половина респондентов занимались дома спортом. Кажется, в большинстве случаев люди делают зарядку, что уже круто.

    Что мы поняли?

    Все вокруг говорят, что мир изменится: люди станут вести себя по-другому, ничего не останется прежним. Мы попробовали это проверить — оказалось, что глобальных перемен пока нет.
    Да, на время повысилась общая тревожность, люди начали адаптироваться к ситуации: чаще заказывать еду, реже выходить из дома, меньше общаться лично.
    Но во время исследования бросилось в глаза, что большинство респондентов хочет жить как раньше. Не перейти на что-то новое, а вернуться к старому. Конечно, цифровые практики вроде онлайн-заказов еды и видеочатов останутся, они получили распространение, но в целом людям уже не хватает прежнего мира. И они будут рады в него вернуться. Возможно, мы разочаруемся, но хотя бы попробуем вспомнить, как жили раньше. Просто потому, что скучаем по тем временам. А потом нырнем с головой в цифровой мир.
    Правда, стоит напомнить, что мы общались с людьми, близкими к IT. И большинство из них были готовы к самоизоляции — они уже частично жили в цифровом мире: пользовались корпоративными чатами и таск-менеджерами, хранили документы в облачных сервисах, умели работать удаленно. Поэтому им переход дался проще.
    Часть респондентов рассказывала и про бизнес. Основной вывод из бесед такой: кто смог перейти в онлайн, частично там и останется. Так, директор школы английского языка планирует продолжать обучать студентов по скайпу. А владелец IT-компании позволит сотрудникам не ездить в офис каждый день, если без этого можно обойтись. Увы, нам не довелось поговорить с представителями общепита, но думаем, что часть из них отказываться от доставки блюд не собирается.
    Статья также опубликована на vc.ru
    1 июля 2020
    Собака Павлова
    Дизайн сложных интерфейсов
    Коммерческие исследования «Собаки Павловой»
    Другие статьи

    Разбираем на 26 кейсах, как можно улучшить интерфейсы сложных систем, наблюдая и общаясь с людьми

    Провели повторное исследование с теми же респондентами и узнали, закрепились ли их новые цифровые привычки, приобретенные за девять месяцев самоизоляции.

    Провели ux-исследование пользовательского опыта предпринимателей: как компании выбирают банки, когда расплачиваются с контрагентами.