Несколько лайфхаков: как заканчивать проекты, которые никак не хотят завершаться

Останавливаем поток сознания, или как завершить сложный дизайн-проект

Наталья Прокофьева, генеральный директор
2019

МЕНЕДЖМЕНТ

Мы — проектная компания, которая специализируется на UX-дизайне сложных профессиональных интерфейсов.
Звучит запутанно? Согласна. Но объяснить проще не выходит, как ни старайся.
В какой-то момент мы бросили попытки упростить своё позиционирование. Поняли, что заказчик у нас умный, проекты головоломные, работают с обеих сторон суперпрофи, а значит, пусть всё будет по-честному.
Двигались мы к профессиональным интерфейсам пошагово. Семь лет назад таких проектов у нас было процентов десять. А потом пошло-поехало. Нам становилось всё интереснее делать инструменты не под линейные сценарии, а под заковыристые профильные задачи. Мы брались за всё более сложные истории.
Мозговой штурм команды
Например, уже стало невозможно выдать задачу дизайнеру, чтобы он «спокойно поработал» на своё усмотрение. Много времени теперь уходит на выявление требований — в том числе на мозговые штурмы
Со сложностью проектов росли и другие проблемы. Мы решали задачи с непредсказуемым ценообразованием, непонятной продолжительностью итераций, иными требованиями к качеству результата и непростыми корпоративными переговорами.
Но неожиданным было другое. Оказалось, что больше всего выросла сложность последнего этапа работ — финализации. Сейчас она уже зашкаливает, и мы готовы поспорить с поговоркой, что после восьмидесяти процентов сделанного начинаются оставшиеся восемьдесят. Нет. Там ещё все сто, а может, и сто двадцать.
Мы внутри «Собаки» много думаем на эту тему.
Предпринимаем разное. Меняем процесс производства и пытаемся финализировать кусками. Планируем проекты с громадным временным и ресурсным люфтом. Подключаем на финише руководителя производства и дирекцию. Делаем карты фокусов и интерфейсных фич.
Карта фокусов для приложения по работе с криптовалютой
Так выглядит карта фокусов для приложения по работе с криптовалютой. Самим немного страшно
Но всего этого недостаточно.
Чувствуем, что скоро придётся привлекать и психотерапевтов, так как даже самые чудесные отношения с заказчиком на этой стадии порой начинают трещать по швам.
И сейчас мы думаем, что знаем почему.
Похоже, дело не только в сложностях, связанных с неопределённостью дизайн-процесса. Проблема не только в разрастании требований по мере погружения в логику при проектировании профессиональных инструментов.
Есть ещё человеческий фактор. С обеих сторон.
Наши дизайнеры страдают перфекционизмом — им хочется отшлифовать продукт до блеска и довести до ума каждую фичу. Они не мыслят бизнесом и не руководствуются коммерческой целесообразностью.
Проблема нашего прекрасного заказчика другой природы. Он боится. И один из его главных страхов — остаться без привычной поддержки и потерять наработанное в поте лица.
Мы попробовали встать на место заказчика и сформулировать, почему расставаться с нами страшно. Получилось вот что.
Наша работа заканчивается примерно посередине процесса запуска нового продукта. На старте у заказчика была идея или действующая старая система. Он долго размышлял, как сделать лучше. Выбрал исполнителя, и мы вместе двинулись к заветной цели. Продумывали логику, разрабатывали визуальное решение. Проводили брейнштормы и рисовали сложные схемы. Пересматривали логику и переделывали макеты. Корпели над детальками и визуалом.
За время совместной работы мы стали командой, об которую можно думать два-три раза в неделю. И вдруг бах! — подпишите акт, и мы уже на финише.
Как? — недоумевает заказчик. А как же я? А вдруг я надумаю что-то еще? А вдруг я что-то пропустил? А вдруг мне понадобится помощь?
И ведь прав.
Он наверняка надумает что-то еще. А еще что-то надумают программисты. А что-то изменится в законодательстве, и до запуска продукта появятся новые бизнес-требования. Непременно. Без этого никак.
Мы неоднократно наблюдали грустную картину, как заказчик начинал ходить по кругу бесконечных улучшений. И знаем, чем это заканчивается. Каждый раз — ничем. Разработка так и не началась.
Поэтому мы придумали несколько лайфхаков в помощь заказчикам.
Дизайн никогда не будет готов на сто процентов. Особенно если это UX-дизайн. Тем более дизайн сложных интерфейсов. После двух-трех итераций по каждому разделу интерфейса дизайн готов на 85 процентов. А после еще двух-трех подходов можно дотянуть до 87 или откатиться на 82. Это уж как повезет. И значит, надо решить, где поставить точку. Не для нас — мы можем фигачить бесконечно, если договор на time& material, — а для себя. Примерно так: вот сейчас я вношу последние правки и говорю «хватит». Потом зажмуриваюсь и приказываю себе «все, отдаю в разработку». Все, что вылезет позже, фиксирую и вношу на стадии разработки. Или не вношу, ибо по зрелом размышлении понимаю, что лишнее. А многое вообще вылезет только после выпуска бета-версии, и смысла доводить до идеала здесь и сейчас нет совсем.
Передавайте результаты дизайна в использование на ранних стадиях. Пусть разработка подключится к проекту как можно раньше. Пусть обсуждает с дизайн-командой макеты еще на стадии работы над логикой. Полезно будет всем. Если это невозможно, заложите в договор с дизайн-студией день-другой на общение с разработкой в будущем. Эти услуги скорее всего придется оплатить вперед, но вы сможете использовать это время в течение, к примеру, года после сдачи результатов — когда начнется разработка и надо будет помочь людям войти в курс дела.
Прототип внутренней системы компании Альфастрахование
Прототип внутренней системы компании Альфастрахование. Эти макеты сразу шли в разработку. Прямо с нашими пометками и комментариями.
Не покупайте голые макеты. Если ваша разработка стартует не параллельно, на выходе вы должны получить полное описание прототипов — логику переходов, поведение элементов, принципы использования визуальных и смысловых компонентов интерфейса, UI-кит. Все макеты должны быть выложены в стандартные для разработчиков инструменты. Все исходники переданы в таком виде, чтобы ваш сотрудник (например, штатный дизайнер) смог их подхватить и использовать.
Полное описание прототипов — логика переходов, поведение элементов, принципы использования визуальных и смысловых компонентов интерфейса
А это часть большого документа: в нем страниц восемьдесят. Нет сомнений, что даже спустя пару-тройку месяцев несложно будет разобраться в логике происходящего.
Отличная практика — shadowing. Это значит, что заказчик имеет возможность прислать своих дизайнеров или разработчиков в офис дизайн-команды на день-неделю, чтобы поработать вместе. Оплачиваете это вы. Но люди могут вместе и предметно погрузиться во все подробности. Такой подход практически снимает риски потери фокуса на проекте.
Пример эскизов на бумаге
А еще после shadowing'а остаётся много стикеров и эскизов на бумаге. Было дело, мы в таком стиле оформили и итоговый результат дизайн-работы. Немного несерьёзно, но заказчику понравилось.
Конечно, можно верить в магическую силу ТЗ. Такое бывало даже в нашей практике: приходили заказчики с волшебным документом, где бизнес-процесс и логика продуманы и описаны до мелочей. И никто не велся на соблазн отступить от ТЗ или что-то улучшить. И представьте — не было ни одной проблемы с финализацией. Все было сделано точно в срок. Чудеса случаются, ага.
Но такими были два проекта из более чем двухсот. Они стали легендой, которую мы рассказываем новичкам.
Если же не рассчитывать на чудо, финализация — процесс болезненный.
И чем раньше все участники проекта начинают готовиться к этой стадии, обсуждать ее рамки и формат — тем проще она проходит для каждой из сторон.
И еще. Как показывает практика, формальные договоренности на бумаге помогают слабо. Спасает только общение голосом и желание идти навстречу друг другу.
Статья также опубликована на vc.ru
1 июля 2019
Наталья Прокофьева
Генеральный директор
Другие статьи

Перевели статью о том, как разработать ментальную модель и ее составные части: модели пользователя, ценности, взаимодействия, объекта и данных.

Разбираемся, как писать тексты на уведомлениях с техническими ошибками, чтобы не раздражать пользователей и давать им максимум полезной информации.

Раздаём три бесплатных книги «Собаки Павловой»: как решать сложные UX-задачи, как писать digital-тексты и как работать над IT-проектами с подрядчиками