Разработка IT-продукта для незнакомого локального рынка всегда связана с риском: то, что работает в одной стране, может с треском провалиться в другой. Причина тому — культурные различия, которые не были учтены при разработке продукта. Именно поэтому компании, которые планируют выход на новые рынки, готовы вкладываться в дорогостоящие проекты. Провал готового продукта обойдется намного дороже. Рассмотрим еще несколько кейсов, которые описывают работу команд в этой ситуации.
Почему проектная команда обратилась к качественным методам? Вопрос в данном случае риторический. Скандинавский стиль — это культурная особенность Северной Европы. Есть ли что-то более подходящее для изучения подобного феномена, чем методология, которая уже несколько десятилетий используется антропологами и этнографами для изучения культурных особенностей различных сообществ? Интервью и наблюдение были основными методами социальных исследователей, стремящихся понять другую культуру.
Во всех рассмотренных кейсах проектные команды проводили очень основательную исследовательскую работу, которая требовала больших усилий по сбору данных и серьезных финансовых вложений со стороны клиента. Однако отказаться от исследования было невозможно, и причина проста — слишком высока цена ошибки.
Резюмируя сказанное: при разработке профессиональных интерфейсов проектные команды обращаются к качественной методологии, чтобы понять, как организован рабочий день сотрудника:
Для получения детальной информации используют комбинацию качественных методов: интервью и наблюдения. Если ограничиться только интервью, не удастся собрать исчерпывающие данные из-за специфики рутинных операций на рабочем месте. Получаемая информация позволяет разрабатывать полезные и удобные профессиональные IT-продукты, которые органично вписываются в повседневную деятельность пользователей.
- с кем и чем взаимодействует;
- где происходит это взаимодействие;
- каковы рутинные операции;
- какие есть проблемы и трудности.
Основными методами в этой ситуации становятся интервью и наблюдение. Причина в том, что культурные особенности достаточно трудно идентифицировать: здесь необходимо и слушать, и наблюдать. К профессионализму исследователей предъявляются повышенные требования. Это очень сложные проекты — команда должна увидеть и понять культурные особенности, зафиксировать их и донести до разработчиков, которым нужно учитывать соответствующие факторы при создании продуктов. Интересный пример качественного исследования в этой ситуации дает кейс компании Head: проектная команда провела достаточно сложное исследование в предельно сжатые сроки. Хотя метод «исследовательской студии» требует очень напряженной работы от команды, а его эффективность зависит от квалификации исследователей: понять даже малую часть чужой культуры — очень трудная задача.
Резюмируя сказанное: в ситуации разработки IT-продукта для нового, незнакомого локального рынка проектные команды применяют качественную методологию для выявления культурных особенностей, которые могут повлиять на практику использования продукта. Такие проекты очень трудны в реализации: организация исследования требует значительных финансовых вложений, а к профессиональным компетенциям команды предъявляются повышенные требования. Основными исследовательскими методами здесь являются интервью и наблюдение, традиционно используемые социальными исследователями для понимания другой культуры.